На протяжении последних двух лет очень много разговоров в молодежном сообществе и, в том числе Интернет – пространстве, было уделено обсуждению необходимости новых подходов, новых взглядов в работе с молодежью, новой молодежной политики. И сейчас, когда федеральная Стратегия уже принята, а областной Молодежный парламент ведет разработку региональной, важно и нужно попытаться оценить ее значимость в контексте работы в этом направлении. Во многом, размышления будут скорректированы с учетом этапов разработки, презентации и обсуждения Стратегии в различных молодежных группах и сообществах, и можно надеться, что этот материал станет «стартом» к этому процессу. Итак, Стратегия молодежной политики в Кировской области – это…: 1) Официальный документ. Наличие такого документа (закона области, постановления Правительства) является важным для того, чтобы закрепить молодежную политику в качестве приоритета государственной политики, была возможность закрепить бюджетную поддержку и возможность участия в федеральных программах. Кроме этого, Стратегия, как документ – это способ изменить отношение власти к молодежи, как самостоятельной социальной группе, имеющих четко выраженные индивидуальные черты и характеристики и требующей отдельного рассмотрения при разработке региональных стратегий социального и экономического развития области. Признание и принятие Стратегии органами власти будет менять отношение к молодежи и среди бизнес - сообществ и общественности. И это тоже благо, как для молодежи, которая получает стимул оставаться и работать в регионе, так и для остальных субъектов общества, которые увидят в молодежи готовую рабочую и общественную силу. Ключевым является вопрос об уровне Стратегии, как документа. Естественно, что Стратегия в статусе Закона области, как часть Закона о молодежи и молодежной политики, смотрится предпочтительней. И дело, в первую очередь, в том, что статус закона позволяет включать молодежную политику и Стратегию в приоритетное направление государственной политики, и, как следствие, более внимательное отношение со стороны законодательных и исполнительных органов власти и органов местного самоуправления. С другой стороны, Стратегия в форме постановления Правительства области также имеет ряд плюсов. Главный из них – оперативность внесения поправок и корректировок, которые, скорее всего, потребуются в течение первого года ее реализации, а также впоследствии, при принятии новых стратегий на последующие периоды. 2) Механизм молодежной политики. Говоря о механизме, приходится признать, что сейчас молодежная политика носит слабо выраженный системный характер. Это может быть связано, как с отсутствием единого закрепленного понятийного аппарата, так и со «слабым» развитие субъектов. Кадровая проблема – проблема, в том числе и, в первую очередь, молодежной политики. И решать эту проблему нужно сегодня и, главное, «навсегда»! А для того, чтоб ее решить нужно не только организовать курсы или обучение действующих специалистов, а создавать условия для «взращивания» будущих управленцев и менеджеров молодежной политики со школьной «скамьи». И здесь важно, чтобы эта была полноценная работающая модель. То есть, мы опять говорим о системе. Мы говорим о Стратегии. Кроме подготовки кадров для самой системы работы с молодежью, нужно говорить и о том, что молодежная политика должна быть ориентирована на создание и развитие потенциала каждого молодого человека. Потенциал молодого человека – главный и единственный «продаваемый» ресурс и поэтому так принципиально в работе с молодежью оценивать каждое действие, каждое усилие через «призму» того, как это способствует на развитие потенциала. А это призывает создать такой механизм, при котором мероприятия и проекты будут конкурировать друг с другом на основе их полезности для развития потенциала. А это требует выработки прозрачных и ясных критериев, введение независимой экспертизы и наличие рынка предложений и услуг для молодежи. И мы говорим вновь о Стратегии. 3) «Площадка» совместных действий власти и общества. Рассматривая Стратегию с этой стороны можно отметить, что без такой «площадки» невозможно уже представить себе развитие молодежной политики, так как подобный разрыв только мешает качеству работы и эффективности использования и так ограниченных ресурсов. В качестве примера можно говорить о реализуемых лидерских программах, где денежные средства и другие ресурсы бюджетных и внебюджетных организаций и структур, вкладываются зачастую в одних и тех же молодых активистов. Тем самым, прогоняя их по примерно одинаковым программам, мы не получаем того должного эффекта, который мог бы быть в случае общей координации по программам для лидеров. А кроме этого, участие в программах с примерно одинаковыми тренингами и семинарами, очень часто «надоедает» лидерам и они перестают проявлять свою активную позицию. Впору говорить о том, что много лидеров и активистов «умерли» после лидерских программ и акций. В этих условиях важно выстроить «цепочку» предложений и услуг, которая бы планомерно и системно удовлетворяла потребности молодого человека и мотивировала его на развитие собственного потенциала. При этом, роль государства должна заключатся в том, чтобы выстраивать эти цепочки, вести мониторинг и контроль за ними и по возможности стимулировать тех, кто может предложить качественные услуги для молодежи. А задача остальных субъектов молодежной политики – обеспечивать наполнение этих цепочек предложениями и услугами для молодежи. Именно в этом и должна заключатся деятельность «площадки» молодежной политики. Кроме этого, как в каждом переговорном процессе, важно установить зоны ответственности всех «игроков» на «поле» молодежной политики. В этом случае, ошибки и неудачи будут видны более конкретно, а мероприятия по их исправлению окажутся более точными и эффективными. И в этой ситуации каждый субъект молодежной политики должен будет стремиться к тому, чтобы их предложения и услуги были действительно результативны, качественны, востребованы. 4) Модель перехода на качественные критерии и выход на новый качественный уровень. О качестве реализации молодежной политики в области ведется много споров, написано много материалов, как те, кто считает, что «все хорошо», так и тех, кто не видит в ней никакого результата. Стратегия, как федерального уровня, так и разрабатываемого регионального, провозглашает использование в качестве базовой основы проектный подход. Говорить об отличиях мероприятийного и проектного подходов можно долго. Но, главная мысль заключается в том, что проектный метод предполагает ориентацию на качество. Что такое «качество»? Качество социальной услуги – это изменения, которые происходят в человеке после того, как его потребность была удовлетворена. Ну, например, когда лидер принял участие в семинарах или тренингах, результат должен проявиться в его дальнейшей общественной или профессиональной деятельности. Вот такой результат и важен, а не то, сколько человек приняло участие в обучающей программе. Но при таком подходе понятно, что в рамках одного мероприятия заметить такой результат просто невозможно, так как, во-первых, его проявление выходит за рамки мероприятия, а во-вторых, не всегда достаточно только одной услуги для появления нужной реакции со стороны человека. Именно поэтому мы можем говорить о том, что нужна система мероприятий, выстроенных в логику: услуги, направленные на удовлетворение потребностей человека, а затем система оценки реакций человека. Это и называется проектный подход. Но важно отметить, что использование проектного подхода должно быть не только на уровне предложений и услуг, но и в целом на уровне стратегического планирования развития молодежной политики: каждое направление должно представлять собой набор четких и достигаемых целей, конкретной системы услуг, осязаемыми и проверяемыми результатами, прописанными критериями и методами оценки этих результатов, обоснованной потребностью в ресурсах. Разрабатываемый Молодежным парламентом проект Стратегии, выстраивается именно таким образом. Теперь несколько слов о том, что из себя представляет проект Стратегии молодежной политики в Кировской области. В его основе лежит структура и идея федеральной Стратегии государственной молодежной политики в РФ до 2016 года. Это правильно, так как предпринимается попытка выстроить «вертикаль» федерального и регионального уровней не только в системе органов власти, но и в системе подходов. И это видно в структуре проекта, и в сохранении ключевых лозунгов, и закреплении обязательного ведения независимой общественной экспертизы деятельности органов по работе с молодежью, нормативных актов и решений, связанных с положением молодежи и т.д. Из проекта видно, что Стратегия внимательно перерабатывалась. Это нашло отражение, что разработчиками предложено включить региональную специфику, которая наиболее остро стоит не только для органов по делам молодежи, но и всей региональной властью и вятским обществом – миграция молодых кадров и интеллектуальных ресурсов из области. И далее идет очень грамотное определение базовых проектов Стратегии. Пока их 13, но можно предположить, что обсуждение в молодежных сообществах и группах приведет их к корректировке, как по количеству, так и сути. Важно отметить, что в отличие от федеральной стратегии, областная Стратегия заявляет о том, что решение материальных проблем (жилье, достойная работа и оплата, карьера), также являются приоритетом (федеральная стратегия лишь обозначает их в качестве существующих главных проблем развития молодежи, но не включает их решение в свои проекты). Новым направлением можно считать работу с талантливой молодежью. В отличии от сегодняшний подходов, работу планируется организовать более серьезно с созданием серьезной инфраструктуры (научных инкубаторов, творческих интернатов и т.д.). Конструктивизм предложений по реорганизации подхода в молодежной политике отражается и в том, что предлагается интегрировать существующие областные программы в проекты Стратегии с сохранением приоритетов и направленности. Таким образом, сохраняется преемственность, что подтверждает признание молодежью положительных итогов существующей молодежной политики. Примечательным можно назвать и то, что проект Стратегии предполагает перераспределение между субъектами прав и ответственности. Так, Управление по делам молодежи, до этого занимающееся, в том числе, и самостоятельным проведением мероприятий, будет заниматься только решением управленческих вопросов: подготовкой и принятием нормативных актов, организацией конкурсов в рамках Стратегии, стратегическим планированием. Молодежный парламент и Молодежное правительство должны повысить свой общественный статус за счет участия в формировании рабочих и проектных групп, проведении мониторинга молодежной среды, подготовкой предложений в технические задания. Главным же нововведением проекта региональной Стратегии является предложение еще одной модели организации работы с молодежью – агентства молодежной политики. Уникальность идеи заключается в том, что при наличии опыта создания агентств в иных отраслях народного хозяйства, для молодежной политики это является новым явлением. Что же такое «Агентство молодежной политики»? Это организация, учреждаемая районными и городскими администрациями, которым передаются функции по реализации молодежной политики, как на территории всего района или города, так и поселений, входящих в состав муниципального образования области. При этом, администрации, создав агентство, могут ликвидировать в своей структуре, соответствующие отделы (комитеты) и ставки специалистов или передать их тому же агентству. Кроме этого, агентству передается финансирование, заложенное в бюджетах района и поселений, и муниципальная собственность, которое используется для содержания самого агентства А дальше агентство занимается на территории городов, сел и деревень реализацией молодежной политики, участвуя в конкурсах и проектах Стратегии, создает и поддерживает новые формы молодежных организаций и объединений, занимается кадровой подготовкой и привлекает ресурсы бизнес - сообществ, общественных структур и т.п. вокруг работы с молодежью. При этом, деятельность агентства находится под постоянным контролем учредителя, а также администраций поселений, которые входят в Наблюдательный совет, и вправе при неудовлетворительном для них результатах работы агентства, расторгнут с ним договор на передачу функций. Но это лишь один из вариантов реализации Стратегии. Другой вариант – сохранение существующей модели, когда центром молодежной политики в муниципальных образованиях является отдел или специалисты по делам молодежи. Но в рамках нового подхода увеличивается спрос к этим специалистам и повышаются требования к их профессиональной подготовке и компетенции. В обоих подходах существует много плюсов и минусов, но важно, что появляется альтернатива. Альтернатива здравая, а главное, актуальное и соответствующая общему настрою административной реформы. Предлагается внести изменения и в финансирование молодежной политики. Значительная часть средств (до 80%) предлагается распределять исключительно на конкурсной основе. При этом, будет выставлено условие на софинансирование в размере от 30 до 50% из других источников. Кстати, модель Агентства в этих условиях выглядит более предпочтительной за счет возможности привлечения ресурсов из других источников, что для отделов (специалистов) по работе с молодежью является более затруднительным, как из-за отсутствия навыков такой работы, так и из-за консерватизма бюджетной системы. В целом, характеризуя проект Стратегии, можно отметить, что такой подход делает молодежную политику не просто ориентированной на результат, но и более «прозрачной» и демократичной с точки зрения управления ее. А это дает возможность избежать «пустых» обвинений по предпринимаемым усилиям в интересах молодежи. И второй главный вывод заключается в том, что молодежная политика будет реализовываться «руками» самой молодежи, а значит, в работе по достижению результатов, молодые люди более усердными и ответственными, и сами результаты будут более ценны для молодежи. И третий вывод, самостоятельно развивая качество своей жизни, создавая материальные и духовные «продукты», молодые люди «привязывают» себя к «малой» Родине и можно рассчитывать, что желание «уехать в более успешные места» у молодежи уменьшаться. А это залог развития области, основа ее выхода из депрессивного состояния, базис процветания деревень, сел, городов и районов. Я призываю всех, для кого не безразлична молодежная политика, кто заинтересован в повышении статуса молодого человека в области, ознакомиться, высказать свои предложения и поддержать Стратегию молодежной политики в Кировской области. |