29 мая 2009 года в зале заседаний ОЗС состоялось Пленарное заседание Молодежного Парламента Кировской области 3-го созыва. Одним из вопросов, рассмотренных на заседании, стала инициатива депутата, председателя областной комиссии по работе с молодыми инвалидами КОО ВОИ Александра Пестова по разработке проекта Закона Кировской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи».
Для определения концепции данного законопроекта был изучен опыт других регионов России (в частности, Самарской области), а также на базе Первомайской районной организации КОО ВОИ с февраля по апрель 2009 года проведен опрос «Доступная среда – 2009».
Для работы над разработкой проекта Закона Кировской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи» была создана рабочая группа из числа депутатов, входящих в комитет по законодательству и правовым вопросам и комитет по связям с общественностью Молодежного Парламента Кировской области 3-го созыва.
Проект закона разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В статье 5 181-ФЗ говорится, что органы власти субъектов РФ в области социальной защиты и поддержки инвалидов имеют право принимать в соответствии с Федеральными законами законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
Целями настоящего законопроекта являются: создание условий для беспрепятственного доступа и пользования маломобильными гражданами объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, интеграция инвалидов в общество, устранение дискриминационного воздействия архитектурных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и свободы граждан, обеспечение свободы передвижения маломобильных граждан.
Маломобильные граждане - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным гражданам относятся инвалиды, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе с детскими колясками, лица пенсионного возраста.
При проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения, в соответствии со Строительными нормами и правилами Российской Федерации (СНиП 35-01-2001).
Инициатива по разработке данного законопроекта была одобрена:
· председателем Кировской областной организации «Всероссийского общества инвалидов» (ВОИ) – Эсауленко Олегом Ивановичем,
· председателем Областного объединения родителей по реабилитации детей-инвалидов КОО ВОИ – Шалагиновой Алевтиной Серапионовной,
· председателем общества инвалидов больных гемофилией Кировской области – Ближних Натальей Николаевной,
· инициативной группой клуба молодых инвалидов г. Кирова «Виктория».
Результаты опроса «Доступная среда-2009»
В опросе, проходившем на базе Первомайской районной организации КОО ВОИ приняли участие 100 человек в возрасте от 14 до 80 лет.
Опрос проводился по следующим возрастным группам: 1 группа (14-18 лет), 2 группа (18-25 лет), 3 группа (25-60 лет), 4 группа (60 лет и старше).
Распределение респондентов по возрастным группам опроса:
1 группа – 15 %
2 группа – 34 %
3 группа – 23 %
4 группа – 28 %
Распределение респондентов опроса по гендерному признаку:
Мужчин – 43 %
Женщин – 57 %
Ответы респондентов на вопросы опроса:
1. Как Вы оцениваете доступность окружающей среды для маломобильного населения в вашем районе?
· Отлично – 0 %
· Хорошо – 3 %
· Нормально – 11 %
· Плохо – 71 %
· Ужасно – 15 %
2. Что на Ваш взгляд может вызвать затруднение при самостоятельном передвижении маломобильных граждан в вашем населенном пункте:
· Отсутствие пандусов – 39 %
· Отсутствие тротуаров с хорошим асфальтовым покрытием – 10 %
· Неприспособленность лестниц и лифтов в жилых домах – 14 %
· Неприспособленный общественный транспорт – 12 %
· Недостаточность оснащения светофоров звуковой сигнализацией –15%
· Другое, затрудняюсь ответить – 10 %
3. Какие Вы знаете государственные и общественные организации, работающие с маломобильным населением (в т.ч. с инвалидами)?*
· Департамент социального развития Кировской области – 30,6 %
· Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) – 28,1 %
· Управление по делам молодежи Кировской области – 25,6 %
· Районная (городская) администрация – 25,2 %
· Центры социального обслуживания – 9,6 %
· Всероссийское общество слепых (ВОС) – 8,8 %
· Всероссийское общество глухих (ВОГ) – 5,3 %
· Клуб молодых инвалидов г.Кирова «Виктория» – 5,2 %
· Центр помощи семье и детям– 1,8 %
· Молодая Гвардия Единой России – 1,6 %
· Общество инвалидов больных гемофилией Кировской области – 0,8 %
4. Изменил ли вашу жизнь принятый от 22.08.2004 г. Федеральный Закон №122 «О монетизации льгот» ?
· Да, улучшил жизнь – 4 %
· Да, но жизнь стала гораздо хуже – 79 %
· Нет, осталась на прежнем уровне – 12 %
· Мне все равно (не пенсионер) – 5 %
5. Слышали ли Вы о том, что в 2008 году Президентом РФ Д.А. Медведевым была подписана Конвенция о правах инвалидов, принятая ООН 13 декабря 2006 года на 76 пленарном заседании?
· Да, слышал и знаю основную суть Конвенции – 3 %
· Где-то слышал, но не знаю конкретики – 85 %
· Нет, не слышал – 12 %
6. Как Вы оцениваете инициативу Молодежного Парламента по разработке Закона Кировской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи»
· Положительно – 96 %
· Отрицательно – 0 %
· Безразлично – 4 %
* В данном вопросе разрешалось одному респонденту называть до 5 ответов.
ПРОЕКТ
Закон Кировской области
Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи
Статья 1. Цели настоящего закона
Целями настоящего закона являются создание условий для беспрепятственного доступа и пользования маломобильными гражданами объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, интеграция инвалидов в общество, устранение дискриминационного воздействия архитектурных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и свободы граждан, обеспечение свободы передвижения маломобильных граждан.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1. Маломобильные граждане - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.
2. Объекты инженерной инфраструктуры – внешние сети водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, телефонизации;
3. Объекты социальной инфраструктуры - здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения, связанные с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов;
4. Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги и иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;
5. пандус - сооружение, имеющее продольный уклон, оборудованное и предназначенное для вертикального перемещения инвалидов на креслах-колясках и других маломобильных граждан с одного уровня горизонтальной поверхности на другой, в соответствии с требованиями, установленными строительными нормами и правилами.
Статья 3. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованием
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся:
1. Жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда постоянного и временного проживания;
2. Гостиницы;
3. Административные здания и учреждения;
4. Культурно-зрелищные учреждения;
5. Учреждения образования и здравоохранения;
6. Объекты коммунально-бытового назначения, общественного питания и торговли;
7. Почтовые отделения связи, переговорные пункты;
8. Места отдыха, в том числе оздоровительного и рекреационного назначения;
9. Сооружения и коммуникации автомобильного, железнодорожного и водного транспорта;
10. Участки и элементы застройки территорий объектов социальной инфраструктуры и пути движения пешеходов.
Статья 4. Перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур должны обустраиваться и оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:
1. Пандусами и поручнями;
2. Лифтами или иными подъемными устройствами;
3. Специальными указателями (международными символами), рельефными направляющими;
4. звуковой сигнализацией у светофоров.
Статья 5. Целевые государственные и муниципальные расходы на создание условий маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи
Целевые государственные и муниципальные расходы на создание условий маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи, осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах.
Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
|